четверг, 31 июля 2014 г.

Christian Science Monitor: Повстанцы оставили в Славянске след российского вмешательства - и украинские развалины


Часть 1 из 2: Хотя пророссийские сепаратисты бежали из этого городка на востоке Украины, здесь по-прежнему можно обнаружить свидетельства сотрудничества местного населения и российских властей.
30  июля

·     


Scott Peterson/The Christian Science Monitor/Getty Images

Это сожженное здание когда-то занимали пророссийские повстанцы. Жителям Славянска на востоке Украины до сих пор пытаются справиться с последствиями нескольких месяцев жизни под сепаратистами.
Часть 1 из 2 расследования Christian Science Monitor в оставленном повстанцами в Славянске. Читайте во второй части: жители востока Украины изменили отношение к российской интервенции: Жители востока Украины начинаютзадумываться: "Не манипулирует ли нами Россия?"
СЛАВЯНСК, УКРАИНА — В дальнем уголке Колледжа авиационных технологий в Славянске, городке в неспокойном украинском регионе - Донбассе, лежат груды ящиков из-под оружия. На одном из ящиков наклейка: "Битва за Донбасс: Злые Русские".
“Оружие прибывало с гуманитарной помощью” - говорит Фридан Векува, человек, принимавший колонны повстанцев из России – и в тайне от повстанцев являвшийся агентом украинских властей под прикрытием.
Векува получал звонки с российских номеров. "Да, вы получите гуманитарный груз, только он не весь гуманитарный" - говорили ему. "Вы возьмете свою часть, а армия - свою".
 
Повстанцы бежали, и украинские войска в ходе кампании на востоке подходят к столице региона Донецку. Там, согласно представителям Украины и США, самопровозглашенная повстанческая "Донецкая Народная Республика" до сих пор получает высокотехнологичное оружие, поставляемое через границу с Россией.
Но свидетельства, оставленные повстанцами в Славянске, указывают на смесь поддержки местного населения, малообученных добровольцев и качественного российского руководства. Пример Славянска позволяет изучить, кто такие повстанцы, как сепаратизм захватил восток Украины и почему сейчас он, возможно, проигрывает.
Руководство из России
Восток Украины в советские времена был ее промышленным сердцем, и много лет туда приезжали русские в поисках работы. Однако со времен обретения Украиной независимости в 1991 году Киев забросил этот регион, а украинские элиты рассматривали местных жителей как граждан второго сорта.
"Здесь не очень много патриотов [Украины], здесь нет работы, о нас никто не заботится" - говорит Анна, волонтер средних лет в военной столовой.
Так что когда восстание пришло в Славянск, оно было благодушно принято значительной частью русскоязычного населения - как и на всем востоке Украины. Однако повстанцы, численность которых в городе, по разным оценкам, составляла от 5 до 7 тысяч, представлялись явно более россиянами, нежели местными.
Это начиналось с руководства. До бегства из Славянска 5 июля повстанцами здесь командовал Игорь "Стрелков" Гиркин, россиянин из Москвы. Стрелков известен опытом, полученным в Боснии в войне на стороне сербов, а также в Чечне, и, по некоторым сведениям, также связан с российскими органами госбезопасности.  
Кроме руководства из России, прибыли неотесанные новобранцы из Казахстана и Чечни, а также другие россияне со всех концов страны, от Москвы до Владивостока. Даже теперь в социальных сетях большинство называет сражавшихся здесь россиянами, а не местными.
Военный профессионализм повстанцев хорошо виден в оставленных ими укреплениях: сложной сети обложенных мешками с песком бункеров, огневых позиций и даже тоннеле между командным пунктом Стрелкова и старинным кирпичным зданием, где раньше располагалась штаб-квартира КГБ, а недавно - штаб повстанцев. Даже мост к северу по дороге на Харьков был взорван повстанцами просто идеально - его пролет отрезало, как бритвой.
"Их командиры - настоящие профессионалы, это видно по их укреплениям" - говорит Олег Котенко, офицер украинской армии, поддерживающий связь с чиновниками Славянска. "Это значит, что у них большой опыт городских боев. А у кого он есть? У русских - после Чечни и Афганистана".
Добровольцы
Однако пророссийские сепаратисты, как говорят жители, были весьма некультурны. И несмотря на первоначальную поддержку, для повстанцев оказалось трудно конвертировать эту поддержку в реальные действия, найти людей, готовых умереть за их идеи - или даже преодолеть страх перед бандитским видом ополченцев.
Поэтому успехи в наборе добровольцев были небольшими. Жители и чиновники говорят, что командиры повстанцев высказывали озабоченность тем, что "нормальные люди" не были готовы взять в руки оружие и присоединиться к ним, и что их следовало убеждать.
Те же добровольцы, которых они находили, по словам повстанцев, были не ахти какими бойцами.
"Их поддерживали маргиналы, коммунисты, люмпены, некоторые православные священники" - говорит Денис Бигунов, член Городского Совета Славянска. Такую оценку принимавших участие в восстании можно услышать здесь повсюду. Также на видео интернете есть православные священники, явно поддерживающие повстанцев.
Местные жители все же гибли на стороне повстанцев. На краю городского кладбища есть ряд свежих могил 21 повстанца - большинству из них не было и тридцати лет. Каждая могила украшена пластиковыми цветами, ленточками и словами от "товарищей", которым их "будет не хватать".
Однако найти их семьи непросто, если даже они до сих пор в Славянске. Во время боев сепаратистов с украинскими правительственными войсками город покинула почти половина 130-тысячного населения. Есть также заслуживающие доверия сообщения, что украинские оперативники проверяют оставшихся в городе сторонников повстанцев, чтобы покончить с риском восстания и саботажа - по крайней мере здесь.
Волонтер Анна рассказывает, что местные добровольцы были скорее исключением, нежели правилом. "Народ не поддерживал этих повстанцев" - говорит она, заявляя, что из ее района, в котором живет 2 000 человек, в восстании участвовал всего один. "Все остальные сидели дома и боялись".
"Никто не хочет воевать, потому что эту кровь не смыть годами" - добавляет Анна. "Теперь люди разочарованы во всем, в обеих сторонах. Повстанцы не принесли ничего хорошего, а украинское правительство забирает все деньги на эту войну. Раньше мы не жили хорошо - и теперь не будем. Лучше бы, если войны вообще не было".
"Все вдруг такие патриоты"
Теперь, когда повстанцы ушли, Славянск выглядит совсем по-другому, но большинство местных жителей до сих пор шокированы.
Женщина, стоя на центральной площади Славянска, пренебрежительно говорит кому-то по телефону: "Не поверишь, сколько здесь украинских флагов. Все вдруг стали такие патриоты!"
Другой местный житель сравнил повстанцев с кем-то, кто пришел в твою песочницу, использовал ее в качестве туалета, а местным жителям теперь приходится все убирать.
Многие траншеи и бункеры повстанцев закопаны и срыты. Траншеи на командном пункте Стрелкова - включая проходившие через детскую площадку и дворы многоквартирных домов ­– со временем заполняются землей или скрываются буйной летней растительностью.
Эти изменения лишь внешние, но гораздо существеннее изменение в отношении людей. Те, кто снова может спокойно ходить по улицам днем и ночью, не могут не испытывать облегчение от того, что повстанцев здесь больше нет.
Анна говорит: "Понятия не имею, как жители Донецка, имея перед глазами пример Славянска, все равно поддерживают "Донецкую Республику" и верят, что от нее будет что-то хорошее".
Жители Славянска охладели к сепаратистам, но что они думают о России, когда-то любимом ими стороннике повстанцев? Читайте об этом в части 2: Жители востока Украины начинаютзадумываться: "Не манипулирует ли нами Россия?"


Комментариев нет:

Отправить комментарий